Президентские выборы в Белоруссии назначены на ближайшее воскресенье. Предусмотренное законом досрочное голосование уже началось. В бюллетенях для избирателей — 10 кандидатур.
Но и аналитики, и обыватели практически уверены: руководить страной продолжит избранный более шестнадцати лет назад Александр Лукашенко.
Дольше в начальниках на памяти белорусов был только Брежнев. Но, претендуя на четвертый президентский срок, Лукашенко намерен побить и продолжить советские рекорды.
"Александр Григорьевич продолжает эксперимент по поддержанию социалистической системы хозяйствования", — говорит экономист Василий Шлындиков.
В советские времена Шлындиков руководил известным и успешным заводом, производящим дорожную технику. И теперь замечает: "Я просто не перестаю изумляться: насколько сильной была у нас советская промышленность, что вот столько лет прошло, а еще держится, еще дышит. Как долго это будет продолжаться, зависит от того, найдет ли Лукашенко очередных спонсоров для так называемой белорусской модели хозяйствования".
Лукашенко — "символ контрреформ" на постсоветском пространстве, считает белорусский политолог Валерий Карбалевич.
"Лукашенко — это реакция страха белорусского социума на вызовы трансформации, либерализации, глобализации. Это попытка законсервировать то, что осталось в Беларуси после краха советской системы", — полагает исследователь.Система, "законсервированная" Лукашенко, себя не исчерпала, уверен аналитик.
Напуганный Горбачевым
В преддверии нынешних президентских выборов Карбалевич презентовал в Минске свою книгу "Александр Лукашенко. Политический портрет".
Он — дитя горбачевской перестройки, он стал политиком, благодаря горбачевской перестройке. Но он хорошо помнит, чем закончилась горбачевская перестройка, когда достаточно было приоткрыть маленькую "форточку" — и ветер перемен через два года разрушил всю систему
Валерий Карбалевич,
политолог
Как и две предыдущих книги на аналогичную тему ("Случайный президент" Светланы Калинкиной и Павла Шеремета и "Лукашенко: политическая биография" Александра Федуты), книга Карбалевича издана в России на средства автора и пожертвования.
В белорусских книжных магазинах эти произведения не продаются, на белорусском официальном экране никогда не демонстрировался отмеченный многими международными премиями фильм Юрия Хащеватского "Обыкновенный президент".
Лукашенко не любит критику, и в этом он тоже похож на советских генсеков, отмечают эксперты.
В интервью Би-би-си Валерий Карбалевич заявил, что Лукашенко, однако, не избежать перемен. По мнению аналитика, отвечая на экономические вызовы времени, Лукашенко выберет для Белоруссии китайский путь развития, в политике прилагая все большие усилия для сохранения авторитарной модели власти.
"Он — дитя горбачевской перестройки, он стал политиком, благодаря горбачевской перестройке. Но он хорошо помнит, чем закончилась горбачевская перестройка, когда достаточно было приоткрыть маленькую "форточку" — и ветер перемен через два года разрушил всю систему", - говорит политолог.
"Поэтому все изменения Лукашенко будет проводить очень-очень осторожно. И каждый шаг к реформам будет обусловлен жесткой необходимостью решения конкретных практических задач", — уверен Карбалевич.
Дворец в Александрии
Что тяга к социалистической модели — в корнях, убеждены и аналитики, и обыватели. В Белоруссии и за рубежом любят напоминать, что в политику Александр Лукашенко пришел из совхоза.
Хозяйство "Городец" неподалеку от Шклова, впрочем, уже не совхоз, а частное унитарное предприятие, управляемое крупнейшим в стране "Беларусбанком".
Несколько лет назад в "добровольно-принудительном" порядке власти закрепили отстающие колхозы-совхозы за промышленными предприятиями, министерствами и банками.
Сельскохозяйственное производство, тем не менее, постоянно и в больших объемах дотируется государством. По заявлению заместителя премьер-министра Ивана Бамбизы, в отчетах минувшего года зафиксировано: прямые и косвенные субсидии и дотации сельскому хозяйству составили 212 долларов на один гектар.
Александр Лукашенко часто инспектирует поля и фермы, в первые годы правления регулярно проводил селекторные совещания с руководителями административных подразделений в горячую пору сельхозстрады. "Коль уж избрали президентом колхозника, ну так терпите", — пошутил он в одном из публичных интервью.
Исследователи отмечают, впрочем, что Лукашенко старательно увеличивает дистанцию между собой нынешним и своими деревенскими корнями.
"Любит давать практические советы. На "ты" со смущенным колхозником и перепуганным местным чиновником. В этом он для сельского люда остался бригадиром — властным, карающим, – замечает кандидат экономических наук Людмила Грязнова. – А в остальном, высокий столичный пан, несмотря на льняную косоворотку, в которой часто позирует на полях. Потому что даже косоворотка — не крестьянского, не рабочего покроя".
Любопытно, что, став президентом, Лукашенко долгие годы исключал из маршрутов поездок по стране и совхоз, из которого ушел в политику, и деревню, в которой рос.
Вернулся в знакомые края только тогда, когда в родной Александрии провели реконструкцию, сам открывал новый мост через Днепр. Выстроенный тут физкультурно-оздоровительный комплекс рассчитан на 2200 человек, хотя в деревне и округе с детьми и стариками – только 400 человек.
Критики часто используют этот факт, упрекая белорусского президента в любви к гигантомании; полсотни запланированных и построенных ледовых дворцов, 666 кварталов-агрогородков по всей стране также используются оппонентами в качестве аргументов жизни "не по статусу и карману".
"Он болен властью"
В команде он работал только пару месяцев после выборов — обсуждали, советовались. Но как только раздались неизбежные, в общем-то, реплики-голоса "Вы главный, Вы великий!", Лукашенко почувствовал себя великим. А великим не нужны соратники, советчики
Анатолий Лебедько,
белорусский политик
"Лукашенко, конечно, стал лучше выглядеть, забронзовел… Но по сути своей Александр Григорьевич остался прежним", — утверждает Анатолий Лебедько, ныне лидер крупнейшей оппозиционной партии, но в 1994-ом — один из тех, кто привел Лукашенко к власти.
"Нашей главной ошибкой было — не разглядели политический диагноз: Лукашенко болен властью. В команде он работал только пару месяцев после выборов — обсуждали, советовались. Но как только раздались неизбежные, в общем-то, реплики-голоса "Вы главный, Вы великий!", Лукашенко почувствовал себя великим. А великим не нужны соратники, советчики", — вспоминает Лебедько.
Треть белорусов, по данным Независимого института социально-экономических и политических исследований, считает, что в Белоруссии существует культ личности Лукашенко.
Губернатор Брестской области как-то публично сказал Лукашенко: "Вы — выше бога".
Первый и пока единственный президент Белоруссии, впрочем, приземлил свой статус — сам назвал себя Батькой.
"Людям хочется, чтобы их уважали"
Независимые социологи констатируют: около половины белорусов Батькой довольны. "Рейтинг Лукашенко после прошлых президентских выборов практически остается неизменным все эти годы — на уровне 40%", — говорит профессор Олег Манаев. Патронируемые государством исследовательские центры в разгар нынешней избирательной кампании увеличивают эту цифру вдвое.
Но аналитик Александр Федута уверен: Лукашенко теряет электорат.
"Ему-то кажется, что он остался тем же, и что народ остался тем же. Он не увидел разочарования в огромном количестве людей, они перестали в него верить, – считает Федута. – Да, он дал людям некоторый уровень сытости, но им хочется, чтобы их уважали. Им стыдно от того, что с ними, с их страной постоянно кто-то ссорится".
За способность ссориться Лукашенко критикуют то на Востоке, то на Западе. И на востоке, и на западе спорят: Москва или Брюссель имеют шанс влиять на курс белорусского президента?
Но изучившие стиль Лукашенко экс-соратники убеждены: первый белорусский президент не доверяет никому и решения принимает сам.
"Лукашенко не византийский император, который, опасаясь яда, будет лавировать между группировками. Нет, он сам принимает решения, сам берет ответственность, – говорит бывший руководитель Главного управления общественно-политической информации в первой администрации Лукашенко Александр Федута. – Сейчас он научился отдавать приказы, вокруг него, фактически, команда не соратников, а солдат, готовых выполнять приказы".
"Только вот соратники, даже расставаясь, сохраняют отношения. А солдаты, уходя, сдают с потрохами",— замечает Федута.
"Преемник"
"Я наелся этой власти!" — весь последний год повторяет Александр Лукашенко. Но тут же добавляет: если народ попросит и Господь позволит, готов продолжить еще.
"Лукашенко достиг многого. Власти, которой не имеет ни один европейский руководитель, и даже многие азиатские правители могут ему позавидовать. Богатства — оно огромно, потому что он единственный олигарх в Республике Беларусь. Его как и любят до безумия, так и ненавидят всеми фибрами души. Он никогда не расстанется со всем этим добровольно", — полагает оппозиционный политик Анатолий Лебедько.
Об операции "преемник" в Белоруссии всерьез не говорят. Разве что в форме популярного местного анекдота:
— Доколе, сынок, ты нами править будешь? — спрашивает у президента старуха.
— До Коли и буду, — слышит в ответ.
Шестилетний сын Коля — всеми замеченная отрада Александра Лукашенко. Мальчик рядом с отцом-главнокомандующим на военном полигоне и параде, во время государственных визитов…
Четыре года назад, однако, во время прошлых президентских выборов, Лукашенко скрыл отцовскую радость от Центризбиркома и электората. Сейчас заявляет, что и малыш, и двое старших сыновей от законного брака служат государству.
И, как обмолвился, если и будет готовить преемника, то из малыша.